История | Город | Музеи | Культура | Промышленность | Наука | Образование |
Природа | Область | Персоналии | Фото |
История Город Музеи Культура Промышленность Наука Образование Природа Область Персоналии Загуляев Федор ТимофеевичКурочкин Андрей МихайловичПахтусов Петр КузьмичШубин Федот ИвановичФото |
Федот Иванович ШубинНа старинной географической карте Курострова, что в. Холмогорах, составленной Семеном Кочневым и хранящейся в Государственном Историческом музее, крестиком отмечено место, где больше двух столетий лет тому назад, 28 (17 по старому стилю) мая 1740 года родился Федот Шубной. Деревня Течковская раскинулась вдоль берега Шубоозерского ручья — отсюда, очевидно, произошло прозвище черносошных крестьян Шубных. С малых лет Федот с отцом и братьями ходил на рыбный промысел, а зимой они резали из кости и перламутра великолепной красоты изделия: табакерки, гребни, ларчики, кубки. Косторезное искусство было первой ступенью учебы будущего скульптора. Вторая ступень — Петербургская Академия художеств, куда Федот Иванович Шубин (под этой фамилией он впервые значится в списках учеников, зачисленных в академию) был принят в класс профессора Н.-Ф. Жилле: юноше шел уже 22-й год. В 1766 году за программный рельеф «Убийство Аскольда и Дира» он получил золотую медаль, а спустя год выехал пенсионером академии в Париж. Там работал в мастерской Ж.-Б. Пигаля, известного скульптурами «Меркурий» и «Венера», выполненными в стиле классицизма. Он же был автором бюстов философов-просветителей Монтескье и Дидро, герцога Саксонского. Пигаль советовал Шубину больше работать с натуры. Вся бурная художественная жизнь тогдашнего Парижа, духовную атмосферу которой определяли и Буше, популярный среди молодежи, и Вьен с его все более модной классицизирующей манерой, и поборник реализма Дидро,— все служило расширению кругозора молодого скульптора. Перед ним не стоял вопрос, что лучше: стилизаторство под античные образцы или правдивое изображение натуры, но античность увлекала... В 1771 году Шубин приехал в Рим. Путешествуя по Италии, восхищался работами Донателло, Вероккио, Микеланджело. Изучая антики, посещая раскопки Помпей и Геркуланума, он много лепит с натуры.
Портрет И. И. Шувалова, основателя и первого директора Академии художеств в Петербурге, действительного члена Российской Академии наук, известного мецената, Шубин исполнил в Риме. Скульптор помещает белый мраморный рельеф на темно-серый, почти черный, с редкими блестками фон из диорита. Отчетливо виден необыкновенно тонкий, изящный силуэт, красиво расположенный на фоне овала заключенного в резную деревянную раму. Богатая свето-теневая моделировка рельефа заставляет поверить в объемность изображения. Портрет Шувалова — замечательный образец профильного медальона, модного в то время в Европе, почувствовавшей особый вкус к наследию античности. Шувалов, несомненно, остался доволен работой скульптора. Им были заказаны мраморные портреты племянника — Федора Голицына, Алексея и Федора Орловых и, наконец,— самой императрицы. Последний получился настолько удачным, что позже был неоднократно повторен и сделался почти каноническим изображением российской владычицы. В Париже, куда Шубин вернулся в ноябре 1772 года, началась его дружба с крупнейшим меценатом, владельцем заводов Урала и Сибири, Никитой Акинфиевичем Демидовым (позже они даже оказались в родстве: Шубин по приезде в Россию женился на сестре архитектора А. Ф. Кокоринова, жена которого приходилась племянницей Демидову). Он заказал скульптору собственный портрет и портрет своей третьей жены Александры Евтихиевны, урожденной Сафоновой, дочери московского купца. Оба бюста высечены из великолепного каррарского мрамора. Изначально задуманные как парные, они гармонично объединены темой безмолвного общения: каждый погружен в себя, но в мыслях своих обращен друг к другу.
Образ 27-летней Александры Евтихиевны полон мягкого, романтического обаяния, возвышенной простоты и духовного благородства. Высокое чело ее, иконописные брови, задумчивый взгляд,. полуулыбка чуть припухших губ вызывают в памяти образ мадонны. Тяжелые волнистые волосы, собранные на затылке гребнем, ниспадают длинными локонами на спину и левое плечо. Живописен и несколько условен характер драпировки: прихотливые изгибы кружев асимметрично обрамляют вырез платья, тонкая ткань которого словно струится по не>кным, округлым формам груди.
Демидов в портрете Шубина-48-летний мужчина, полный жизненных сил и энергии, умудренный опытом деятельно прожитых лет. Лицо Демидова — широкое, с высокими скулами и крепким подбородком: перед нами образ человека незаурядного и интеллигентного. Итак, Ф. И. Шубин — первый мастер русского скульптурного портрета, не имея предшественников в этом жанре искусства на родине (кроме иностранцев, работавших в России),— создает замечательные произведения, которые ничуть не уступают работам Антуана Гудона. Шубинский стиль складывается не сразу, концепции его изменяются по мере накопления опыта, отбора и применения лучших, отвечающих требованиям жанра-черт и черточек. В портрете 19-летнего Федора Голицына, исполненном в Италии в 1771 году, автор непосредственно обращается к римским прототипам. Племянник И. И. Шувалова, по воспоминаниям современников, был очень робким, с неловкими, угловатыми движениями. Впоследствии он стал куратором Московского университета, писателем. Здесь же — портрет юноши еще не сложившегося, несмелого, но прекрасного своей мягкостью, чистотой, благостью, присущими юности. Скульптор боготворит молодость, любуясь и желая как можно более красиво и топко показать ее прелесть. Образ создал Шубиным так, как могли, пожалуй, только античные мастера, умевшие очень точно передавать особенности старого и юного лица.
Вершиной творчества мастера признан портрет А. М. Голицына — князя, дипломата, основателя Голицынской картинной галереи. В сравнении с портретом Федора Голицына композиция более свободна и строится па асимметрии и контрастном сопоставлении пластических масс. Бюст блистательного князя имеет «круг» обхода в отличие от небольшого «сектора» обзора для многих других портретов. Плоскости образуют здесь множество различных «фасадов» скульптурного портрета. Композиция строится по принципу ступенчатого рельефа: пространственная глубина нарастает снизу вверх, увеличивая впечатление интенсивного движения пластических масс. Мотив нарастания этого движения еще более сосредоточивает взгляд, направляя его к голове. За год до Шубина портрет А. М. Голицына писал Д. Г. Левицкий. Сравнивая произведение ваятеля с живописной работой, можно еще раз убедиться, насколько многограннее удалось скульптору запечатлеть модель. Голова резко повернута вправо, подбородок слегка приподнят, но только слегка. Тем не менее создается впечатление высокомерно вздернутого подбородки, как изображались обычно вельможи в портретах эпохи барокко. Шубин не мог допустить «толь старомодной постановки головы, поэтому для создания эффекта подобной позы он использовал складки драпировки, которые >>пересекают бюст по диагонали от нижнего левого края к правому плечу. Они расположены так, чтобы заставить зрителя непременно обойти бюст справа налево, созерцать лицо изображенного. Ф. И. Шубин создавал не только портреты, он участвовал в монументально-декоративном, скульптурном оформлении многих известных памятников зодчества в Петербурге: Чесменского и Мраморного дворцов, Троицкого собора Александро-Невской лавры. В 1774—1775 годах для Чесменского дворца выполнены в барельефе 58 мраморных портретов-медальонов великих князей, царей и императоров российских от Рюрика до Елизаветы Петровны. В 1849 году изображения перевезли в московскую Оружейную палату и вмонтировали в стены двух залов настолько высоко, что их не только подробно изучить — без бинокля рассмотреть невозможно. При работе над Чесменской серией Шубин непосредственно использовал натуру. В суровых бородатых ликах великих князей можно узнать его соотечественников-поморов, пришедших «со товарищи» на заработки в быстро строящийся Петербург, где ценились умелые руки северных корабелов. Один и тот же натурщик позировал и для портрета Бориса Годунова, и для Федора Иоанновича, другой – для Владимира Мономаха и великого князя Всеволода Георгиевича. Обаяние и глубина образов, своеобразие мотивов северной резьбы по кости, переданное в замысловатом узорочье одежд, убеждают в том, что эти работы — несомненное достижение скульптора в реалистическом подходе к жанру исторического портрета. Статуя «Весеннее равноденствие» создана в 1780 году для украшения лестницы Мраморного дворца. Это аллегорический образ, символизирующий смену времен года. Левой рукой красавица придерживает солнечные часы, стоящие на постаменте, где высечены знаки Зодиака. Рыбы и Дева отмечают в астрономии точки небесных координат, соответствующие весеннему и осеннему равноденствию, означающему астрономическое наступление весны и осени. В правой руке — направленная острием вверх стрела — ось мира и начало прямого восхождения светил из точки весеннего равноденствия.
Портрет скульптора-резчика по дереву Иоганна-Готлиба Шварца, «саксонского уроженца», Шубин изваял в 1792 году. Шварц был удостоен звания советника академии «за искусство в резании на дереве фруктов и цветов». Сохранились тончайшие декоративные панно его работы «Сетка с рыбой и раком», «Цветы в плетеной сетке и насекомые», которые поражают «натуральнейшим представлением» причудливых и тончайших растений с замершими на них мушками, пчелами, бабочками. Причем выполнены они не в рельефе, а в круглой скульптуре, «с крайним рачением и прилежанием» вырезаны в дереве. Шварц выполнил также бронзового орла, когтящего и клюющего турецкий полумесяц, для Чесменской колонны в Царском Селе. Шубинский портрет не оставляет сомнений в том, как относился автор к своему собрату по резцу: словно соревнуясь с коллегой и другом, он вплоть до мельчайших морщинок у натруженных глаз передает черты лица мастера.
Когда смотришь на бюст Павла I, то представляешь себе его фигуру хилой и тщедушной. Пластические массы скомпонованы так, что портрет сильно утяжеляется книзу; это подчеркивают многочисленные декоративные детали — широкий горностаевый воротник, медальон, ордена, кисти тесемок мантии. Утяжеленная нижняя часть бюста резко контрастирует с небольшой головой, поэтому впечатление монументальности отсутствует, уступая место ощущению «борьбы» хрупкого, тщедушного человека с тяготами непосильной ему государственной власти. Посмотрите, насколько метки и убийственно точны характеристики: профиль-лицо с провалившейся переносицей и выпяченной нижней губой; в трехчетвертном повороте-мелькает гримаса бессильной злобы; еще ракурс — и выражение меняется, становится вдруг трогательным и беззащитным перед судьбой... Наступает новый — XIX век. Шубину остается работать еще пять лет: в мае 1805 года его не станет. Но жизнь гениального скульптора длится в его произведениях — подлинных шедеврах мировой культуры. Ю. Синицына Статья подготовлена в сотрудничестве с порталом Смальти.ру - Вдохновение, творчество, искусство. Портал представляет творчество современных художников, серии статей по истории искусства, древнерусской живописи, а также материалы по литературе во взаимодействии с изобразительными искусствами. Специальный раздел сайта адресован юным и начинающим художникам.
|
История Город Музеи Культура Промышленность Наука Образование Природа Область Персоналии Фотографии |
© Архангельск.su, 2010-2022. География, история, культура Достопримечательности и памятники, музеи города, архитектурное наследие, исторические казусы и байки, сведения о промышленности и спорте в Архангельске, Архангельская область и достопримечательности региона. |
О проекте Контакты Карта сайта |