Архангельск
  История Город Музеи Культура Промышленность Наука Образование  
  Природа Область Персоналии Фото  
История Город Музеи Культура Резные шедевры архангельских мастеров в собрании Эрмитажа«Туземная» икона Архангельского краяИконы старообрядческих иконописных школУ Бела моря… Русский Север в мультипликационных фильмах Л.Носырева и В.КудрявцевойПромышленность Наука Образование Природа Область Персоналии Фото


Резные шедевры архангельских мастеров в собрании Эрмитажа

В богатейшем собрании памятников русской культуры, хранящихся в Эрмитаже, значительное место занимают разнообразные по характеру произведения прикладного искусства работы выдающихся изобретателей, народных мастеров. В XVIII — начале ХIХ века подлинного расцвета достигает одно из древнейших ремесел России — искусство художественной резьбы по кости. Основными центрами его распространения становятся Архангельск, Холмогоры и прилегающие к ним районы, а также Москва и Петербург. В экспозиции Эрмитажа представлены разнообразные предметы: шкатулки, ларцы-теремки, вазы, скульптурные группы, пластины-портреты, гребни, игольники и др., искусно выполненные резчиками по кости. Имена их создателей чаще всего неизвестны. А между тем среди резчиков были подлинные виртуозы своего дела.

Дудин Осип Христофорович

Одним из таких мастеров был Осип Христофорович Дудин (род. в 1714 г.). Выходец из простой крестьянской семьи, уроженец Двинского уезда Архангельской губернии, в зрелый период своего творчества он работал в Петербурге.

Дудин О.Х. Кружка. Резная кость
Дудин О.Х. Кружка.
1774-1775. Резная кость
Государственный Эрмитаж


В 70-е годы XVIII века Дудин создает две резные кружки с рельефными портретами русских царей и князей. Одна из них, выполненная в 1774 — 1775 rr., находится на выставке Эрмитажа. Пятьдесят восемь портретов (от Рюрика до Екатерины 11) располагаются на ней четырьмя рядами, в изящных витиеватых рамках, на фоне тонкого, как кружево, прорезного узора. Центральное место занимает рельефный портрет Екатерины II.

Портретами украшена также полусферическая поверхность крышки, увенчанной объемными изображениями короны и державы. Воспроизводя черты лица портретируемых, Дудин руководствовался их изображениями на медалях, Но при этом резчик отнюдь не копировал. Он великолепно учитывал специфику материала, в котором работал, а также место данного изображения в общей композиции. Красота кости, своеобразие ее белой поверхности, изящество прорезных кружевных узоров подчеркнуть темным сплошным фоном основы кружки, изготовленной из рога.

Верещагин Николай Степанович

Выдающимся мастером, принадлежавшим к следующему поколению резчиков по кости, был Николай Степанович Верещагин (род. в 1770 г ). Подобно большинству мастеров северных районов, занимавшихся резьбой в свободное от основной работы время, он долгое время сочетал любимое занятие со службой чиновника городской почтовой таможни Архангельска.

Верещагин Н.С. Кубки. Резная кость
Верещагин Н.С. Кубки.
Конец XVIII века. Резная кость
Государственный Эрмитаж


В Эрмитаже хранятся две пары ваз, созданные Верещагиным. Одна ваза, выполненная в 1798 году в наиболее сложной технике сквозной резьбы, поражает не только виртуозностью обработки материала, красотой форм и соразмерностью частей, но и своими размерами. Высота этих ваз - восемьдесят четыре см. Это самые большие из известных в настоящее время изделий, выполненных в данной технике из моржовой кости. Мастер умело сочетает разнообразные формы: тулово вазы в виде усеченного конуса, тонкая изящная ножка и верхняя куполообразная часть с возвышением, увенчанным крохотным воспроизведением конного памятника Петру 1 (скульптура Фальконе), — воспринимаются как единое целое.

Верещагин Н.С. Ваза. Резная кость
Верещагин Н.С. Ваза.
1798. Резная кость
Государственный Эрмитаж


Наряду с тончайшим кружевом резьбы. Верещагин вертикальными полосами, напоминающими ряды плотно составленных костяных шариков, намечает линии, которые выявляют конструкцию вазы, придают ей стройность. Мастер акцентирует центральную часть тулова, помещая здесь наиболее массивные украшения (медальон с фигурой орла, гирлянда). Круглую скульптуру, рельефы, прорезной орнамент, гравировку, разнообразные приемы обработки кости применяет здесь Верещагин, достигая подлинных вершин мастерства.

Небезынтересна и история этих ваз. Предназначенные в числе прочих ценных вещей в качестве подарка японскому императору, они были отправлены в 1803 году на корабле экспедиции И. Ф. Крузенштерна, но ввиду отказа Японии установить дипломатические и торговые отношения с европейскими державами эти вещи так и не были вручены. Совершив на корабле Крузенштерна первое в истории русского мореплавания кругосветное путешествие, они снова попали в Петербург и в 1806 году были водворены на прежнее место в Эрмитаж.

Верещагин Н.С. Ваза Времена года. Резная кость
Верещагин Н.С. Ваза «Времена года».
Резная кость
Государственный Эрмитаж


Вазы, так же как и другие изделия из кости, находящиеся в залах выставки, характеризуют период наивысшего расцвета одного из старинных русских художественных ремесел.

Ю.Г.Шапиро





Далее: «Туземная» икона Архангельского края

 → Главная → Культура Архангельска   → Резные шедевры архангельских мастеров в собрании Эрмитажа  



Иконы Архангельского края История Архангельска Татьяна Латукова. Привидение на просеке
История   Город   Музеи   Культура   Промышленность   Наука   Образование   Природа   Область   Персоналии   Фотографии
© Архангельск.su, 2010-2022. География, история, культура
Достопримечательности и памятники, музеи города, архитектурное наследие,
исторические казусы и байки, сведения о промышленности и спорте в Архангельске,
Архангельская область и достопримечательности региона.
О проекте
Контакты
Карта сайта