Архангельск
  История Город Музеи Культура Промышленность Наука Образование  
  Природа Область Персоналии Фото  
История Город Музеи Культура Резные шедевры архангельских мастеров в собрании ЭрмитажаИконы старообрядческих иконописных школУ Бела моря… Русский Север в мультипликационных фильмах Л.Носырева и В.КудрявцевойПромышленность Наука Образование Природа Область Персоналии Фото


У Бела моря...

Русский Север в мультипликационных фильмах Л.Носырева и В.Кудрявцевой

Русский Север издавна привлекают поэтов, художников атмосферой сказочности, суровой и романтичной природой, неповторимой архитектурой, древней бытовой культурой. Изображался русский Север, так или иначе, и в кинематографии. Но в таком специфическом жанре, как мультипликация, этот край не имел сколь-нибудь яркого воплощения до того, как режиссер Леонид Носырев поставил фильмы по мотивам произведений замечательных северных писателей Бориса Шергина и Степана Писахова, кудесников слова и фантазии.

Выдумка, озорство, затейливость, основанные на народном творчестве, характерны для них обоих. Но и раздумчивость, мудрость, хорошая назидательность свойственны их рассказам и сказкам, посвященным русскому Северу. Все это перенес на экран Л. Носырев. Им снято на киностудии «Союзмультфильм» несколько картин, объединенных в полнометражный мультипликационный фильм «Смех и горе у Бела моря», своеобразный итог творчества кинорежиссера.

Уже при выходе первых короткометражных «мультяшек» серии возникло ощущение новизны, стало ясно, что фильмы созданы на крепкой, оригинальной литературной и этнографической основе.

Наверное, многие помнят его раннюю удачу — смешной яркий фильм «Антошка», где изобразительному ряду помогла незатейливая песенка «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку». Также и первые мультфильмы «северной» серии броски, веселы, динамичны. Взять, к примеру, «Не любо — не слушай». (По пословице есть и продолжение: «...а врать не мешай!»)


В. Кудрявцева. Эскиз к мультфильму «Не любо - не слушай».
Смешанная техника. 1977.


Одна из трех новелл этого мультфильма «Вечны льдины». По Белому морю передвигаются льдины, управляемые белыми медведями. Лента сделана с немалой выдумкой, искрометным весельем. Прослеживаются традиции русских ярмарок и балаганов, а в изобразительном плане — русского лубка. Характерна быстрота движения, достигаемая монтажной сменой планов, приближающих к зрителям все новые и новые яркие детали, незнакомых героев. Типажи и фоны передают неповторимость русского Севера. Изображение, его динамика тесно увязаны с музыкальными ритмами.


В. Кудрявцева. Эскиз к мультфильму «Не любо - не слушай».
Смешанная техника. 1977.


Велика роль в «северных» фильмах художницы Веры Кудрявцевой, продолжающей традиции русского народного творчества. В новелле «Морожены песни», где «каждая песня свой вид имеет», это особенно заметно и важно. Зрительные образы, рисующие предметы народного творчества, ремесел, тонкие кружева словно овеществляют чудесные северные песни. Удачна выдумка С. Писахова, мастерски изображенная художником. В. Кудрявцева использует образы северных народных умельцев. Она умело трансформирует их для мультипликации, изучает русскую вышивку, кружевные узоры, росписи прялок, резьбу по бересте.


В. Кудрявцева. Эскиз к мультфильму «Волшебное кольцо».
Смешанная техника. 1977.


Следующий фильм сделан Л. Носыревым по сказке «Волшебное кольцо» Б. Шергина, в центре которой вечный характер: добрый Ванька, отдавший последнюю рубашку и получивший в награду волшебное кольцо. Мультипликационные сказочные реалии фильма органичны и одновременно выразительны: хрустальный дворец, такой же мост через реку к царскому дворцу и смешное тарахтящее «авто». Сам царский дворец на другом берегу реки — большая изба с царем, его женой, похожей больше на попадью, и их избалованной дочерью — такой, какой привыкли изображать купеческих дочек. Видно стремление художника найти единое стилистические решение — в графическом и цветовом плане. Все персонажи колоритны, ярко национальны. Чувствуется северный дух, заметны детали поморского быта. И мораль есть — традиционная, из русских народных сказок. Не надо быть жадным, иначе рискуешь все потерять. А добро, сделанное людям, не забывается.


В. Кудрявцева. Эскиз к мультфильму «Волшебное кольцо».
Смешанная техника. 1977.


В другой новелле с непонятным вроде бы названием «Перепилиха» есть и гиперболизм; и социальная проблематика, и юмор. Перепилиха —. женщина, которая мужа все пилила да пилила. Как-то встретила в лесу медведя, так от страху такой силы голос у нее прорезался, что и медведя им контузила, и верхушки деревьев стала срезать. У мужа своего, мужичка Опары, в груди дырку голосом своим невольно просверлила. Узнаваемый характер через необыкновенность фантазии передан средствами мультипликации. Сюжет потребовал и необычайной выразительности. Так, например, голос Перепилихи художником передан графически.

Фантазии авторов можно позавидовать. В киноновелле «Апельсин» ее, как говорится, бездна. Из случайно оброненного в море апельсина прорастает целое дерево, на котором постепенно наливается,. созревает тыква А из нёе затем . вываливаются сотни маленьких апельсинов. Много выдумки на экране, сказочного веселья. И яркой изобразительности. зх" чы сочетания острых типажей, свежих красок и карандашной, прозрачной, фактуры фонов. Существенна и такая, например, изобразительная находка. Незаходящее солнце, похожее на апельсин,— его радужный свет пронизывает все в этом фильме.

Удачно соединяет все миниатюры в фильме «Смех и горе у Бела моря» сквозной сюжет: в северной избе во время шторма собрались рыбаки и с охотой слушают байки старого помора. Но вот шторм утихает. Настроения слушающих меняются, и в фильме — резкий перепад. Старик рассказывает историю иного характера.


В. Кудрявцева. Эскиз к мультфильму «Поморская быль».
Смешанная техника. 1987.


Два брата Иван и Андриян оказываются после гибели их суденышка, выброшенными на безжизненный остров; им грозит неминуемая смерть. Что же они? Сходят с ума, бьются головой о камни? Нет. По-народному, как нечто испокон веку положенное в чреде жизненных дел, встречают они кончину. Вырезают «потомкам на уведомленье и поминовенье памятную доску, где оставляют о себе скудные сведения. Этот факт из жизни поморов действительно имел место, о чем повествует Б. Шергин.

Трагизм сюжета диктовал не очень красочное, а, наоборот; сдержанное по, цвету и ритму решение. Цветовая гамма фильма монохромна. Преобладают сложные цветовые переливы, серебристые тона. Привлечены натурные кадры бушующего моря с наложением на рисунок. Интересный прием для большей выразительности. Пронзительно звучит народная песня о двух серых гусях. Эпичны заключительные слова рассказчика: «Смерть не все берет, лишь свое берет...» Смех и горе. Переход от одного состоянии к другому кажется оправданным. Суровость северного края оказалась подвластна мультипликации. Новелла «Поморская быль» стала прорывом, интересным достижением, поразила новизной изображения романтичности и трагичности темы с непосредственным включением фольклора.


В. Кудрявцева. Эскиз к мультфильму «Апельсин».
Смешанная техника. 1986.


Л. Носыревым и В.Кудрявцевой сняты и яркие «коротышки», и сюжетная сказка, и сказка с пародийным характером, и сказочная феерия, и трагическая быль. Вера Кудрявцева и Леонид Носырев часто навещали Архангельск и Поморье. Северный дух прочувствован ими глубоко и естественно. Любовь к русскому Северу, его природе, людям, фольклору нашла выражение в их фильмах. А с течением времени необычные режиссёрские и художественные находки стали классикой советской мультипликации.

А. Георгиевский



 → Главная → Культура Архангельска   → У Бела моря… Русский Север в мультипликационных фильмах Л.Носырева и В.Кудрявцевой  



История |  Город |  Музеи |  Культура |  Промышленность |  Наука |  Образование |  Природа |  Область |  Персоналии |  Фото
© Архангельск.su, 2010-2017. География, история, культура
Достопримечательности и памятники, музеи города, архитектурное наследие,
исторические казусы и байки, сведения о промышленности и спорте в Архангельске,
Архангельская область и достопримечательности региона.
  Главная | О проекте | Контакты | Карта сайта